|
Пособие по уходу за ребенком считаем по-новому
| |
Е. Диркова, аудитор
От твердого размера — к расчетному С 1 января 2007 года Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее — Закон № 81-ФЗ), действует в новой редакции. Благодаря поправкам, внесенным в него Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. № 207-ФЗ, повышено пособие по уходу за ребенком до полутора лет. Прежде его выплачивали в твердой сумме (700 рублей в месяц) вне зависимости от количества детей, за которыми ухаживал работник. Теперь матери или другие родственники, фактически находящиеся с ребенком, должны получать не менее 1500 рублей на первого ребенка и не менее 3000 рублей на второго и последующих детей. А если работник ухаживает одновременно за двумя и более детьми, пособие суммируется. Однако ежемесячное пособие не назначается в абсолютной сумме. Его предстоит рассчитывать исходя из среднего заработка работника, причем в зависимости от количества дней в каждом месяце. Порядок определения среднего заработка за месяц мы рассмотрим отдельно. Пока же будем считать, что его сумма известна. Итак, что должен делать бухгалтер, чтобы определить размер «детской» выплаты? Сначала нужно рассчитать предварительную сумму пособия исходя из 40 процентов среднего заработка. Для этого средний заработок работника умножают на 40 и делят на 100 процентов (или умножают на 0,4). Затем расчетную сумму сравнивают с минимально возможным размером пособия. Он различен для первого и последующих детей и составляет 1500 либо 3000 рублей соответственно. А какого ребенка считают не первым? Вопрос отнюдь не праздный. Ведь, например, ребенок может быть первым у матери, но вторым у отца. Бывает и наоборот. Закон № 81-ФЗ разъясняет, что второго и последующих детей определяют по отношению к матери, родившей или усыновившей их. Помимо минимального установлен и максимальный размер пособия — 6000 рублей. Если фактический размер (40 процентов среднего заработка) не вписывается в законодательные «рамки» — от 1500 (3000) до 6000 рублей, то пособие надо выплачивать в предельно допустимом размере. В зависимости от ситуации это может быть минимальная либо максимальная сумма. Обратите внимание: минимальное и максимальное пособия корректируют на районный коэффициент, установленный для данной местности. Как определить сумму пособия по новым правилам, покажет пример.
Расчеты показывают, что пособие в минимальном размере назначается при среднем заработке менее 3750 руб. (1500 руб. : 0,4) для первого ребенка и 7500 руб. (3000 руб. : 0,4) для второго ребенка. Максимальное пособие выплачивают, если средний заработок сотрудника превышает 15 000 рублей (6000 руб. : 0,4). Для работника, находящегося в отпуске по уходу за несколькими детьми, пособия определяют на каждого ребенка в отдельности, а затем суммируют. Однако для этого случая Закон № 81-ФЗ предусматривает дополнительное «верхнее» ограничение: суммированное пособие не может превышать 100 процентов среднего заработка. Такая ситуация может возникнуть при уходе за тройней. По мнению А.В. Петрова, президента Института Бухгалтерских экспертиз, аудита и налогообложения, на практике подобная ситуация вполне реальна. Ведь официальная зарплата, близкая к минимальной, — не редкость. В результате возникает правовая коллизия и непонятно, какой нормой закона нужно руководствоваться. Ведь суммированный размер пособия, с одной стороны, не должен превышать 100 процентов среднего заработка, а с другой стороны, он не может быть меньше минимального суммированного пособия. «Думаю, что в данном случае приоритет должен быть у минимального суммированного пособия, — сказал в заключение А.В. Петров, — то есть выплачивать работнице надо большую из этих двух сумм. Кстати, такого же мнения придерживаются и в ФСС России». Определим сумму, на которую может рассчитывать работник.
На практике весьма вероятна парадоксальная ситуация, когда минимальное пособие окажется больше максимального. Рассмотрим эту ситуацию на конкретном примере.
Считаем средний заработок Согласно статье 5.1 Закона № 81-ФЗ, порядок исчисления среднего заработка при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком устанавливает Правительство Российской Федерации. Правительство же определило, что с 1 января 2007 года средний заработок для таких пособий надо исчислять в том же порядке, что и для больничных, и пособий по беременности и родам (постановление от 30 декабря 2006 г. № 870). То есть бухгалтеру следует руководствоваться статьей 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями во временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию». А пункт 43 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 865 разъясняет, что отпуск оплачивается за календарные дни, из которых нерабочие праздничные дни не исключаются. Отныне расчетный размер пособия определяют путем умножения среднего дневного заработка на число календарных дней, приходящихся на период отпуска. И такой расчет предстоит делать каждый месяц. Поскольку пособие ежемесячное, в расчете участвуют календарные дни месяца, на которые выпадает отпуск. Например, в полном январе таких дней — 31, а в полном феврале 2007 года — 28. А если ребенку исполнилось полтора года, скажем, 10 февраля, то средний заработок в феврале нужно определять за причитающиеся 10 дней отпуска. Средний дневной заработок определяют за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. Его рассчитывают делением суммы начисленного заработка за этот период на число календарных дней в нем. Причем в заработок включают все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по ЕСН, зачисляемому в ФСС России. Таким образом, в расчете заработка не участвуют пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (не только в части выплаченных сумм, но и в части приходящихся на эти периоды нетрудоспособности календарных дней).
Как видно из примера, средний заработок работницы, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, за каждый месяц будет непостоянным. Он зависит от числа календарных дней отпуска в конкретном месяце. Значит, сопоставлять расчетную и предельную суммы пособия бухгалтеру предстоит ежемесячно. А долгожданное увеличение пособий обернулось для бухгалтерий трудоемкими расчетами. Рассмотрим на примере, как пересчитать пособие, назначенное работнице в 2006 году.
Теперь предположим, что женщина находится в отпуске по уходу за двумя детьми в возрасте до полутора лет — вторым и третьим ребенком.
Оформляем документы Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком работник должен представить:
Эти требования установлены пунктом 50 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 865. Смысл последнего условия — не допустить выплаты одного и того же пособия разными работодателями. Назначают и выплачивают ежемесячное пособие на основании приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком. Его следует издать в 10-дневный срок с даты подачи заявления о назначении пособия с приложением всех необходимых документов. Пособие по уходу выплачивают в сроки, установленные для выплаты заработной платы. Это означает, что на основании статьи 136 Трудового кодекса эти выплаты нужно производить не реже, чем два раза в месяц. В документообороте применяют унифицированные формы, предусмотренные постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1. Предоставление отпуска оформляется приказом по форме № Т-6, а для расчета пособия применяется записка-расчет по форме № Т-60. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначают со дня предоставления такого отпуска до дня исполнения ребенку полутора лет. Чаще всего датой предоставления отпуска по уходу считают окончание отпуска по беременности и родам. Однако имейте в виду, что с 1 января 2007 года действует норма, улучшающая положение женщины. Так, мать имеет право получать ежемесячное пособие по уходу за ребенком со дня его рождения, если величина этого пособия больше пособия по беременности и родам. Для этого ей нужно лишь написать заявление о замене послеродового отпуска на отпуск по уходу за ребенком. Что касается источников финансирования, то ФСС по-прежнему возмещает работодателю понесенные расходы на выплату «детских» пособий вне зависимости от применяемого режима налогообложения. Однако нужно быть готовым к тому, что отделение фонда потребует расчетное обоснование размера пособий по уходу. А необоснованное занижение пособий до минимального размера будет считаться нарушением законодательства о труде и охране труда, попадая под действие статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
| ||
Материал предоставлен журналом "Практическая бухгалтерия" | ||